Семья, находящаяся в социально опасном положении

Термин "семья, находящаяся в социально опасном положении" появился относительно недавно, поэтому в большинстве источников вместо него употребляется другой термин "неблагополучная семья". По значению они равносильны.

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП) - это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Основными критериями при определении семей этой категории являются:

- неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

- отсутствие условий для содержания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)

- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество т.д.);

- жестокое обращение со стороны родителей; - отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);

- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата.

В зону социально-экономического и психолого-педагогического риска попадают семьи, утратившие стандартный статус полной, физически здоровой семьи по разным жизненным обстоятельствам. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной исходя из факторов, характеризующих стиль, формы и содержание семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие и поведение ребенка. Основными особенностями семьи, находящейся в социально опасном положении, являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-экономическое неблагополучие, аморальный образ жизни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентаций, неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям и насилие над ними; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т.п.

Можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

- конфликтная - наиболее распространённый тип;

- аморальная - характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

- педагогически несостоятельная - с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.

- асоциальная - в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

С ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители бросают своих детей на воспитание своим престарелым родителям, отказываются от их содержания, воспитания и обучения); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.) дома таких семей становятся "притонами", где собираются группы людей без определенного места жительства и рода занятий, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д. За последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение.

Органы опеки и попечительства обладают широкими полномочиями, позволяющими им своевременно выявить семьи, пребывание в которых может быть опасно для ребенка и предпринять меры либо к изменению ситуации, либо к изъятию детей. Для профилактики социального сиротства на органы опеки возложены следующие функции:

- выявление неблагополучных семей - органы опеки и попечительства получают информацию из детских садов, школ, от участковых полицейских и врачей о неблагополучных семьях. Проверяют информацию о каждой такой семье и своевременно начинают профилактическую работу.

- реабилитация неблагополучных семей - специалисты опеки и попечительства обязаны помочь семье, находящейся в трудной или социально опасной жизненной ситуации, попытаться совместно с родителями найти выход. Мероприятия включают в себя психологическую, педагогическую, юридическую поддержку.

- просветительская и разъяснительная работа с родителями - им должны быть объяснены права и обязанности родителей и детей, влекущие последствия неисполнения родительских обязанностей, последствия изъятия ребенка из семьи, уделяется внимание социализации неблагополучных родителей, формированию положительных социальных связей.

Успех реабилитации семьи зависит, прежде всего, от осознания семьи всей полноты проблемы, положительного настроя и желания изменить ситуацию в семье, от положительных ресурсов семьи.

Предупреждение, выявление таких семей - это не только дело органов опеки и попечительства это дело каждого из нас. Только от нас самих зависит, будут ли наши дети окружены лаской и заботой любящих родителей или вынесут из детства лишь тяжелую, никогда не заживающую психологическую травму.

Дети - наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья - не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать.  

Опека и попечительство (в статье использованы материалы из сети интернет)    

Источник: Администрация города Кедровый

Добавить комментарий